Фристайл / Все караоке (1)

Фристайл — группа, существующая с ноября 1988 года. Руководитель, композитор и продюсер группы — Анатолий Розанов. Образовавшись в ноябре 1988 г., группа «Фристайл» уже через несколько месяцев, вместе с "Миражом" и "Ласковым маем", заняла верхние строчки табеля популярности.

Как писала газета «Пионерская правда» 13 октября 1990 г., "ГРУППА «Фристайл» — одна из самых таинственных поп-групп последних лет. В прошлом году на студиях звукозаписи появился их магнитоальбом и в считанные дни разошёлся по дискотекам страны". В подтверждение этому — цитата из другой газеты, «Московский комсомолец» от 15 ноября 1990 г.: "На первом месте вот уже 5—6 месяцев стоит группа «ФРИСТАЙЛ», которую магнитофоны студий уже устали переписывать на катушки и кассеты клиентов". Коллектив музыкантов во главе с Анатолием Розановым, работавший как аккомпанирующий состав Михаила Муромова «Высший пилотаж», подготовил к этому времени несколько собственных песен, опробованных на концертах и тепло встреченных зрителями, и, взяв название "Фристайл", приступил к записи своего дебютного магнитоальбома. Альбом записывался в Полтаве, родном городе большинства музыкантов, на собранной на скорую руку "домашней" студии, расположившейся в репетиционной комнате одного из полтавских предприятий, где когда-то и начинали в художественной самодеятельности свой путь на эстраду будущие "Фристайловцы". Альбом было решено назвать «Получите!» — ведь большинство полтавских знакомых скептически отнеслись к тому, что ребята из провинции могут что-то этакое сотворить. В состав группы вошли музыканты, близко знакомые ещё с 1983 года: Сергей Кузнецов (компьютер, клавишные, бэк-вокал), Сергей Ганжа (гитара, бэк-вокал), Нина Кирсо (вокал), а также примкнувшие к ним в процессе работы с Михаилом Муромовым экс-участники молдавского ВИА «Оризонт» Владимир Ковалёв (гитара, бэк-вокал) и Анатолий Киреев (вокал), и москвич Александр Белый (клавишные, аранжировка). Песни сочинял руководитель, он же звукорежиссёр, Анатолий Розанов, слова песен написал Сергей Кузнецов. В процессе создания альбома случилось так, что Анатолий Розанов и Сергей Кузнецов, экспериментируя, написали несколько песен в несколько другой стилистике, чем та, что подходила для Анатолия Киреева, мужественного баритона «а ля Том Джонс», и понадобился слащавый юношеский тенор. Так в группу влился только что покинувший ансамбль «Фестиваль» Вадим Казаченко, тоже полтавчанин. Сведение альбома было осуществлено звукорежиссёром Полтавского областного радио Леонидом Сорокиным, известным работами с Максимом Дунаевским и ансамблем «Фестиваль» (фильмы «Д'Артаньян и три мушкетёра», «Ах, водевиль», «Зелёный фургон» и др.). Но вскоре Александр Белый вернулся в Москву, а на его место пришёл еще один полтавчанин, клавишник и бэк-вокалист Анатолий Столбов. Для того, чтобы концертные выступления выглядели более зрелищно, в группу был принят барабанщик Александр Наливайко (до этого группа работала без барабанщика, с ритм-машинкой). Альбом был передан для распространения в московскую студию звукозаписи Андрея Лукинова «Звук». Спустя пару месяцев песни группы стали популярными по всей стране, и известный концертный администратор Рафаэль Мазитов пригласил "Фристайл" на гастроли. Первый концерт группы состоялся 16 мая 1989 года в Барнауле. Второй альбом был записан всего за три недели в июле 1989 года; в нём появился хит Анатолия Розанова и Сергея Кузнецова «Я тебе не верю» в исполнении Нины Кирсо (видеоклип, снятый на эту песню киевским режиссёром Татьяной Миллер, часто транслировался на разных телеканалах). Но впервые в телеэфире коллектив появился летом 1990 года в программе «50/50» с песней «Желтые розы» (муз. А.Розанов — сл. С.Кузнецов). Существует ошибочное (или предвзятое) мнение, что «Фристайл» — это семейный бизнес-проект, что Анатолий Розанов создавал группу специально для своей супруги Нины Кирсо. Внимательный анализ материала первых четырёх альбомов (1989-1991) показывает, что это далеко не так: в первом альбоме песни были поровну распределены между всеми тремя солистами (« — Тот, кто внимательно следит за нашим творчеством, знает, что на ранних альбомах я продвигал не Нину Кирсо», — говорит Анатолий Розанов.) Критики в то время отмечали неординарность группы на общем фоне: "Во-первых, фристайловцы работают не под фонограмму, а «живьём», что среди отечественных поп-составов — невиданная редкость и непозволительная роскошь. Во-вторых, наши нынешние гости не столь примитивны относительно музыки, аранжировок, просто мощны в своем жанре вокально и приятны чисто визуально" (Газета «Коммунист Таджикистана», сентябрь 1990 г.), а также некоторое двойственное ощущение от текстов песен, написанных клавишником группы Сергеем Кузнецовым: "что больше всего обращает на себя внимание во «Фристайле», так это не манеры, не вокал и не музыка руководителя группы Анатолия Розанова (типично «ласковомайская»), а песенные тексты клавишника Сергея Кузнецова. Двойственное впечатление от них можно выразить, прибегнув к помощи фраз «краткость — сестра таланта» и «простота хуже воровства». То есть в текстах явно «что-то есть». Есть, возможно, некое предчувствие того, сколь просты, ясны, лапидарны будут слова песен на нашей завтрашней эстраде. И если пофантазировать насчет потенциальной конвертируемости на мировом шоу-рынке советской поп-музыки, подобно англоязычной и итальянской, то «Фристайл» тут — в числе первых претендентов. При сверхблагоприятных обстоятельствах в ушах слушателей, наравне с «ай лав ю» и «рагаци», будут застревать постоянно повторяемые «снег», «свеча», «сезон любви», «прощай», «сказка», «роза», «я и ты» и т. п." (Газета «Коммунист Таджикистана», сентябрь 1990 г.). В 1991 году на экранах появился клип на песню «Больно мне, больно!», ставшую мегахитом. В титрах было написано «Вадим Казаченко и группа «Фристайл» и, как следствие, вскоре Казаченко ушёл из группы в сольную карьеру, забрав в свой репертуар все песни, созданные за это время коллективом, хотя все официальные права на песни группы "Фристайл" принадлежат их автору Анатолию Розанову. В 1992 года на вакантное место вокалиста в группу «Фристайл», в результате конкурса, был принят вокалист и гитарист из Кременчуга Сергей Дубровин. В середине девяностых песня «Ах, какая женщина!», написанная Татьяной Назаровой, стала визитной карточкой «Фристайла». С этой песней группа стала лауреатом телевизионного фестиваля «Песня-96» . Но летом 2001 года Сергей Дубровин, который и солировал в ней, ушел из группы, переехав в ФРГ, чтобы заняться сольной карьерой. Больше вокалистов «со стороны» было решено не искать, и мужские песни в группе стал исполнять бессменный участник «Фристайла» Сергей Кузнецов, который, являясь автором текстов большинства этих песен, представляет, таким образом, их «авторский» вариант. Он выступает в качестве солиста группы и в новых звуковых треках группы. На протяжении всего творческого пути с коллективом сотрудничали различные музыканты. Вот воспоминания Андрея Бахмата. " Помню как мы работали с Александром Ильчишем, Олегом Шеременко, Вячеславом Кузьменко и всей творческой лабораторией группы "Фристайл". Почему с творческой лабораторией? Да все очень просто, дело в том, что "Фристайл" это не просто название группы, это если хотите лэйбл со знаком высокого качества. Абсолютно слаженная, высоко профессиональная работа всех участников коллектива. На студии минимум болтовни, максимум отдачи и как результат- высокое качество материала. Такие понятия, как "фанера"или "халтура", чем к сожалению зачастую не брезгуют большинство групп или исполнителей в жанре поп музыки, для " Фристайла" вообще неприемлемы. Безусловно в этом огромная заслуга бессменного руководителя коллектива Анатолия Розанова. В своем деле он настоящий гуру." В 2004 г. аранжировщиком группы «Фристайл» становится выпускник Одесской консерватории Юрий Савченко, который до этого зарекомендовал себя, делая аранжировки и ремиксы для Кристины Орбакайте, группы «Премьер-министр», Дианы Гурцкая, Бориса Моисеева и других известных исполнителей. С 2005 года Юрий Савченко также принимает участие в концертных выступлениях «Фристайла» как второй клавишник; кроме того с группой иногда выступает барабанщик Юрий Зирка. В 2005 году группа выпустила альбом-сборник «Капелька. Любимые песни», в который вошли 17 песен, спетых Ниной Кирсо в разные годы, в том числе три абсолютно новых номера. С этого же года более 100 радиостанций ротируют новые песни группы «Фристайл»: «Капелька», «А я тебя любила», «Падали снежинки», «Это всё тебе кажется» и др. Коллектив стал лауреатом Международных музыкальных премий «Золотая шарманка» и «Песни моря», участвовал в больших сборных концертных программах «Дискотека СССР», «Дискотека 80-х», «Дискотека 90-х». «Мираж — 18 лет», «Кумиры 90-х», «Песни 90-х», снимался в телевизионных шоу-концертах «Место встречи — ИНТЕР», «Бенефис Николо», «Фольк-мьюзик», «Наша пісня», «Шлягер-парад», «Ян Табачник. Честь имею пригласить», часто появляется в программах российских, белорусских и украинских телеканалов, а своё ХХ-летие группа отметила большим концертным туром по городам России, Белоруссии, Молдавии и Украины, который завершился гала-концертом в киевском Дворце спорта (видеоверсия этого мероприятия с успехом демонстрировалась на многих украинских телеканалах). Несколько презентаций новых альбомов-сборников прошли в Москве и Киеве: так, в московском клубе «Адмирал» был представлен юбилейный альбом композитора Анатолия Розанова «Ах, какая женщина», а в Киеве в клубе «Арена» группа выступила вместе с большим количеством молодых артистов, которые по-своему перепели многие хиты «Фристайла».