Александр Градский / Все караоке (1)

Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейск Челябинской области. Его отец Борис Абрамович Фрадкин работал инженером на заводе, мать Тамара Павловна Градская была актрисой драматического театра.

В свое время ее приглашали играть во МХАТ, но она вынуждена была уехать вместе с мужем на Урал, куда его распределили после окончания института. В Москву Градские вернулись в 1957 году. Отец Александра работал на заводе (инженер-механик), мать руководила театральными кружками, а затем была литературным сотрудником в журнале "Театральная жизнь". Из-за чрезмерной занятости родителей Александр до школы жил у бабушки в Подмосковье, в деревне Расторгуево Бутовского района. В Москве семья несколько лет вплоть до ранней смерти матери (1963 г.) жила в 8-метровом подвале на углу Фрунзенской набережной в "компании" еще 9 семей. Кстати, именно безвременная кончина Тамары Павловны и стала причиной, по которой Александр сменил свою фамилию (Фрадкин) на девичью фамилию матери. Тем самым он хотел отдать дань уважения родному человеку. С 1958 по 1965 годы Градский по настоянию родителей учился в музыкальной школе по классу скрипки (педагог "ученик Е.Ф. Гнесиной" В.В. Соколов). О том, насколько хорош был этот преподаватель, говорит следующий факт: когда Соколов по каким-то сугубо бытовым соображениям был вынужден перебраться в менее престижную школу им. Дунаевского, за ним ушел почти весь его "гнесинский" класс. Мальчику очень нравились музыкальные занятия в школе, но необходимость многочасовых домашних упражнений угнетала. В общеобразовательной школе отношения с предметами сложились как-то сразу. Все математические дисциплины, физика и химия Саше не нравились, зато история и литература сразу стали его стихией. Он читал запоем прозу и поэзию, а в тринадцать лет написал свое первое стихотворение. Рано (по тем временам) он познакомился с западной музыкой (Э. Пресли, Б. Хейли, Э. Фитцджеральд, Л. Армстронг, Ф. Синатра), в советской эстраде отдавал предпочтение песням в исполнении М. Бернеса, К. Шульженко, Л. Руслановой, увлекался классическим пением (Карузо, Шаляпин, Джильи, Каллас).Карьера А.Г. разворачивается с головокружительной быстротой. Он получает возможность гастролировать по стране, при этом концерты его проходят в переполненных залах при огромном ажиотаже публики. В огромных дворцах спорта он отрабатывал по три-четыре сольных двухчасовых концерта в день, потрясая аудиторию трехоктавным диапазоном голоса, совершенно необычным для того времени репертуаром, жестким, хард-роковым аккомпанементом (в тех случаях, когда с ним группа "Скоморохи"), необычайной актерской манерой и т.д. Вся эта работа была организована через филармонии и на творчестве Градского появилась печать официального искусства, т.е. рок-музыка стала официально разрешена. Мало кто помнит, что А.Г. пробил эту непреодолимую стену первым, а за ним в образовавшуюся брешь ринулись все остальные рокеры... В 1974 году Градский заканчивает работу над циклом песен “Размышления шута”. В 1975 году он работает (по следам "Романса...") над несколькими фильмами, не забывая о записях, участвуя даже в проектах других авторов (Г. Гладкова, В. Терлецкого, Э. Колмановского, М. Фрадкина, М. Минкова и др.). В это же время он поступает в Московскую консерваторию в класс композиции Т.Н. Хренникова и... записал "Как молоды мы были" А. Пахмутовой и Н. Добронравова (результат все знают...). Кстати,эта песня в исполнении Градского единственная, которая была раскручена ТВ и Радио. Все остальные его работы зажимались и продолжают зажиматься, несмотря ни на какие изменения в политике и повседневной жизни... В 1976 году Градский сочиняет и записывает первую часть сюиты "Русские песни", а в 1978 г. по совету А. Петрова записывает и вторую часть. "Русские песни" – первая рок-пластинка в СССР (вышла в свет в 1980 г.), ставшая одной из самых значимых работ в рок-музыке того времени. Стиль альбома был определен как "вокально-инструментальная сюита". Начиная с того времени, Градский выдавал одну студийную работу за другой. Вокальные сюиты "Утопия АГ", "Сатиры", "Сама жизнь", "Звезда полей", "Ностальгия", "Флейта и Рояль" на стихи классиков, "Концерт-сюита", "Размышления шута" (сборник записей 1971-1974 годов, в котором А.Г. доказал возможность пения на русском языке в разных рок-стилях), "Монте-Кристо", "Экспедиция" на свои стихи, опера "Стадион" (либретто А.Г. и Маргариты Пушкиной), балет "Человек" (либретто А.Г.), предназначенные для LP, однако выход их в свет постоянно затягивался по понятным соображениям... Рекорд здесь принадлежит сюите "Размышления шута". Несмотря на выход сингла в 1978 г., вся работа была опубликована спустя 16 (!) лет после записи. А.Г. продолжил гастрольную деятельность, в его репертуаре активно появлялись песни на его стихи, иногда сатирические, иногда просто опасные для существующего режима... Он написал ряд статей в защиту жанра рок-музыки, активно полемизируя с ретроградами и... наживая себе кучу врагов.